Регистратура

8 (0212) 43-60-06

Email

ftisiatr@vitebsk.by

Время работы регистратуры

Пн - Пт: 7:00 - 20:00 Сб: 7:30-12:50 Вс - выходной

Дата 26 апреля стала особой не только для граждан Украины, Беларуси, России, но и для всего мира. Все цивилизованное человечество в этот день вспоминает о событиях на Чернобыльской АЭС, о тех, кто, не жалея жизни и здоровья, встал на борьбу с радиационной стихией.

Чернобыльская атомная электростанция (Украина), 26 апреля 1986 года, — плановое выключение реактора, длившееся 20 секунд, казалось обычной проверкой электрооборудования. Однако, спустя несколько секунд в результате резкого скачка напряжения произошел химический взрыв, в результате которого в атмосферу было выброшено около 520 опасных радионуклидов.

Взрыв был настолько мощным, что загрязнение распространилось на значительные участки территории Советского Союза, которые в настоящее время входят в состав Беларуси, Украины и России, всего около 155 тысяч квадратных километров.

По официальным сообщениям, сразу же после катастрофы погиб 31 человек, а 600 тысяч ликвидаторов, принимавших участие в тушении пожаров и расчистке, получили высокие дозы радиации. Согласно официальным данным, радиоактивному облучению подверглись почти 8 с половиной миллионов жителей Беларуси, Украины и России.

Сельскохозяйственные угодья площадью почти 52 тысяч кв.км подверглись загрязнению цезием-137 и стронцием-90 с периодом полураспада в 30 и 28 лет, соответственно. Более 400 тысяч человек были переселены, однако, миллионы по-прежнему живут в условиях, когда сохраняющееся остаточное воздействие создает целый ряд опасных последствий для их жизни и здоровья.

Авария на Чернобыльской атомной электростанции стала крупнейшей за всю историю атомной энергетики. Трагедии добавило и то, что реактор разрушил именно взрыв, радиация оказалась в воздухе на несколько тысяч километров. Скачок фиксировали во многих странах Европы, в Северной Америке и в Японии. Но больше остальных пострадала Беларусь. Отголоски того взрыва медики констатируют и сейчас.

Все эти годы идёт реабилитация не только людей, но и земель. Спустя треть века свыше 13% территории Беларуси остаются загрязнёнными.

Брагинский район в Беларуси один из самых пострадавших. Он граничит с заражённой зоной отчуждения. В 1986 отсюда отселили почти тридцать тысяч человек. С тех пор уровень радиации во много раз снизился, а район, откуда прежде приходилось уезжать, получает господдержку. Теперь от возрождения территории – к её развитию. По госпрограмме здесь возводят жильё для молодых специалистов и многодетных семей. Не останавливается строительство школ, больниц и дорог.

И кажется, жизнь здесь никогда не замирала. Во всяком случае, к этому стремятся и сами местные жители, и государство, которое их поддерживает. Но уроки прошлого звучат в этот день в унисон с чернобыльской молитвой. Во всех храмах Беларуси молятся, чтобы подобного никогда не повторилось.

Информация взята из источника.

В ночь на 26 апреля 1986 года жители городов Припять и Чернобыль мирно спали в своих квартирах, в это время на 4-ом блоке атомной электростанции решалась дальнейшая судьба их семей. В 1 час 23 минуты реактор взорвался.

Государственная комиссия, сформированная в СССР для расследования причин Чернобыльской катастрофы, основную ответственность за аварию возложила на оперативный персонал и руководство электростанции.

Спустя 37 лет, несмотря на широкомасштабные чрезвычайные меры по ликвидации и смягчению последствий трагедии, принятые как в первые секунды после взрыва, так и в последующие годы, Чернобыльская АЭС продолжает оставаться потенциальным источником опасности.

Что хранят в себе реакторы Чернобыля, как закрывали опаснейшую в мире зону и что осталось в воспоминаниях людей, в интервью с Baltnews рассказали ликвидаторы масштабной катастрофы конца XX века.

«Сплошная темнота и фонарики»

«Все было разрушено, сплошная темнота и фонарики, боязнь, что накроет с головой», – вспоминает период ликвидации Галина Васильевна Гаврилова, которая в тот момент работала в Курской области. О случившемся ей рассказала соседка, дочь которой увидела взрыв станции своими глазами:

«Во время прогулки она заметила «фейерверк», и решила пойти посмотреть. Позже стало понятно, что это был взрыв. Я, как и многие, не придала этому никакого значения. Всякое бывает в этом мире. Мало что ли подобного? Спустя несколько дней об этом начали рассказывать по всем каналам. Сначала говорили, что город эвакуируют на 3–5 дней», – отметила Гаврилова, добавив, что позже стало понятно – это мировая катастрофа.

«В 1987 году я перевелась работать на Чернобыльскую АЭС и проработала там до 1989 года. Двое, слава богу, уже взрослых детей остались дома. Хотя в первый раз я отказалась ехать в опасную зону. Во второй раз согласилась, и уже среди всех мужчин стала работать в турбинном цехе, восстанавливая третий блок. Позднее мы всей семьей переехали в Славутич. Мужа туда отправили гораздо раньше, в 1986 году. Его не стало в феврале прошлого года. Он ездил в зараженную зону вахтовым методом по 15 дней, был на месте самой аварии, видел саркофаг. Но подписал подписку о неразглашении информации. Знаю, что ходил под опасными балками, которые вот-вот упадут, его смена как-то выпала в день пожара на одном из мест, которое так и не удалось исследовать. За все время получил приличную дозу радиации.

Больше всего в моей памяти отложился день закрытия атомной станции. Это случилось в мою смену, встречали на тот момент президента Леонида Кравчука, было много корреспондентов. На место съемок я пойти не смогла. Тяжело морально было, я бы не вытерпела. Если бы ее не закрыли, я бы продолжила там работать. До последнего надеялась, что не все потеряно. До сих пор с дрожью вспоминаю тот день», – сожалеет Галина Гаврилова.

«Умирали очень тихо»

Сергей Николаевич Круглов оказался в числе солдат срочной службы. В опасную зону отправился уже 8 мая 1986 года:

«На момент аварии я проходил службу в инженерно-саперном учебном подразделении в городе Тапа в Эстонии. Командир роты как-то спросил: «Кто не хочет ехать на ликвидацию аварии в Чернобыль?! Выйти из строя!» Из всей роты вышли только 2 человека, дальнейшая судьба этих людей мне неизвестна.

Я один из первых ликвидаторов, кто в 4-м аварийном блоке делал железную дорогу под саркофаг и расчищал завалы. И когда работа на этом этапе была закончена, меня перевели на другие задачи. Это был и «рыжий лес» (получил такое название благодаря тому, что от высочайших уровней радиоактивного излучения деревья в лесу окрасились в рыжий цвет, несмотря на весну – прим. Baltnews), и могильники, и возведение фортификационных защитных сооружений в виде фильтрующих дамб, и множество другой работы. Приходилось жить в холодных палатках, спасала буржуйка, которую топили по очереди с сослуживцами», – рассказал Baltnews Сергей Круглов.

Проведенный на месте аварии Чернобыльской АЭС период остался в памяти ликвидатора как время трагических смертей и сильнейших ожогов. По словам Круглова, во время его службы погибло много пожарных:

«Умирали пострадавшие очень тихо. Тела отправляли в Киев. Один из запоминающихся случаев – когда после посещения зоны с повышенной радиацией, моего сослуживца даже не пускали на обед. Он много принял «на себя». Даже приняв душ, он излучал радиацию. А я кричал: «Пожрать пустите его, человек есть хочет». К сожалению, через несколько часов я потерял товарища на своих глазах. Он слишком много взял «на себя», – поделился Сергей Круглов.

Службу Сергей Николаевич закончил в сентябре 1986 года. По словам Круглова, момент прощания с сослуживцами был трогательный, пожимали друг другу руки, слезы били градом. И от счастья, и от того, что пережили. Дома его с нетерпением ждали родители и сестра.

Информация взята из источника.

Недавние события

Важным достижением стало завершение в 2019 году установки нового саркофага над старым объектом «Убежище»; на осуществление этого проекта более 45 стран-доноров выделили средства в размере 2,2 млрд евро, распоряжение которыми осуществлял Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Новый саркофаг был передан правительству Украины 10 июля 2019 года. Этот проект является одним из крупнейших проектов международного сотрудничества в области ядерной безопасности.

По мере того как учреждения Организации Объединенных Наций переключили свое внимание с оказания гуманитарной помощи на предупреждение, реабилитацию, восстановление и наращивание потенциала, стал применяться комплексный подход к обеспечению устойчивого развития в целях удовлетворения потребностей в пострадавших районах и общинах. Учреждения, фонды и программы продолжили тесно сотрудничать с правительствами Беларуси, Российской Федерации и Украины для оказания помощи в целях развития членам общин, пострадавших от чернобыльской катастрофы.

Информация взята из источника.

Рекомендованные статьи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[instagram-feed]
Язык